Эмоциональное развитие детей

В развитии детей раннего и дошкольного возраста одной из важных сфер является эмоциональная. Умение понимать эмоциональное состояние собеседника и управлять своими эмоциями является залогом успешного общения. Также маленький человечек, развиваясь, учится понимать свои эмоции и чувства. Как бы нам, взрослым, это ни казалось просто, но подрастающий карапуз должен учиться распознавать и делиться эмоциями. Именно поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка является не менее важным аспектом, чем физическое или психическое развитие.

Эмоционально-личностное развитие ребенка происходит постепенно. С первых дней жизни кроха может высказать свои желания, только проявляя эмоции. Эти реакции малыша кратковременны и еще не осознанны ним, но уже очень богаты. Именно поэтому важно играть, общаться и просто быть рядом с ребенком во время его бодрствования. Когда карапуз растет и развивается в атмосфере любви и доброжелательности, он всегда жизнерадостный и активный.

Раннее детство — это самый насыщенный период эмоционального развития ребенка. Ведь в течение первых трех лет жизни ребенок проходит два критических момента в становлении личности – аффективный кризис и кризис трехлетнего возраста.

Но несмотря ни на что карапуз продолжает упорно познавать и строить отношения с окружающим его миром.

  • Малыши на первом году жизниимеют некоторые особенности. Их эмоции очень неустойчивы, скоротечны, проявляются всегда очень бурно. Детки очень легко возбудимы, и их эмоциональное состояние всегда сказывается на поведении карапуза. Также им свойственно, так называемое, «эмоциональное заражение» — если заплачет один карапуз, к нему присоединяется и другой. Обычно маленький человечек не показывает отрицательные эмоции без повода. Таким поводом чаще всего бывает его дискомфорт, нарушение режима дня и питания или недостаток общения с близкими.
  • На втором годужизни эмоциональное состояние подрастающего малыша прочно связано с его предметной деятельностью, с тем, успешна она или нет. Карапуз направляет всю свою энергию на ситуацию, в которой он оказался, на свои действия, на результат, который он получает, на игру. Но, поскольку у карапуза еще не выработаны действия до автоматизма, кроха будет злиться, ведь так хочется сделать что-то, а не получается. Поэтому его неудачи часто сопровождаются злостью, раздражением, огорчением. Так ваше чадо показывает вам, что ему нужна помощь или поддержка. Когда же лапатуля освоит новое умение или действие, его радость будет обращена и к вам, он ведь так хочет чтобы его похвалили.
  • Карапузам трех летприсущи переживания, связанные с сюжетной стороной его игровой деятельности. Эмоциональные реакции карапуза показывают нам, насколько развитым становится сюжет его игры и что это имеет большую значимость для самого крохи. Начиная с трех-четырех лет у малышей появляется чувство эстетики. Постепенно маленький модник или модница начинает радоваться красивой одежде, его манит все яркое и блестящее, вызывая непередаваемое чувство восторга. Так, удивление крохи порождает в нем любознательность, он начинает задавать большое количество вопросов, превращаясь в «Почемучку».В 3 года развитие эмоций у детей характеризуется появление потребности тешить свое самолюбие. Так зарождается чувство собственного достоинства у малыша. Возникает необходимость и желание получать только положительные оценки и похвалу от взрослых.

Это свидетельствует о появлении первых зачатков гордости.

Эмоционально-волевое развитие ребенка дошкольного возраста обусловлено появлением новых потребностей и интересов. Если раньше главными мотивами для ребенка служили собственные цели, то теперь все меняется и появляются новые стимулы к действию – общественные интересы. За счет этого к семи годам уже хорошо развиты социальные эмоции и переживания. Чувства крохи начинают в меньшей мере зависеть только от ситуации, они становятся более глубокими и теперь могут быть вызваны мыслительными действиями.

Новой ступенью в эмоциональном развитии детей становится формирование предвосхищения эмоций, когда появляются переживания, связанные с возможными действиями или их результатами. Еще одним проявлением становится умение предугадывать реакцию других людей на поступки.

Казалось бы, все мы эмоционально реагируем на события, происходящие с нами или вокруг нас. Но мало кто задумывается об обратной стороне наших переживаний. Давайте рассмотрим, какие могут встретиться нарушения на пути формирования крохи, как личности.

Среди нарушений эмоций выделяют три группы:

  • расстройства поведения;
  • расстройства настроения;
  • расстройства психомоторики.

К нарушениям со стороны поведения ребенка в дошкольном возрасте можно отнести гиперактивность и агрессию.

Проявлениями гиперактивности
в большинстве случаев бывают неусидчивость, избыточная эмоциональная неуравновешенность, импульсивность малыша, невозможность долгой концентрации внимания. Поскольку в детском возрасте все малыши отличаются особой активностью, нужно очень внимательно относиться к поведению непоседы, чтобы не пропустить тревожных знаков.

Среди расстройств настроения выделяют несколько состояний, которые должны насторожить внимательных родителей:

  • Эйфория– постоянно и резко повышенное настроение, без особых на то причин. Ребенок в состоянии эйфории часто нетерпелив, импульсивен, стремится взять лидерство.
  • В случае дисфорииу ребенка чаще будет доминировать злобное, тоскливое, угрюмое настроение, часто сопровождающееся недовольством, агрессивностью.
  • Депрессивное состояниекрохи можно заподозрить по постоянно пассивному поведению и угнетенному эмоциональному фону. Малыш выглядит подавленным, не счастливым, грустным.
  • Тревожный синдром– состояние, которое проявляется в постоянном беспокойстве, переживаниях без особой причины, непоседливостью карапуза.

Для нас многие вещи давно стали обыденными и мы уже не придаем им значения, в то же время у юного создания они могут вызвать шквал эмоций и произвести на него большое впечатление.

Ребенку необходимо научиться понимать и владеть своими чувствами, а лучшее средство для обучения – это игра.

  • Попробуйте создать энциклопедию эмоций. Найдите картинки, иллюстрирующие самые разные эмоции, и вклейте их в альбом, создавая книгу. Теперь у вас есть отличная энциклопедия, с помощью которой вы можете знакомить своего карапуза с разными эмоциональными состояниями людей, рассказывая и наглядно показывая их крохе.
  • Предложите юному актеру потренироваться изображать эмоции. Попросите малыша нахмуриться, как будто он расстроен, или улыбнуться, как ему улыбается солнышко каждое утро, разозлиться, словно у него отобрали любимую игрушку и многое другое, что вам подскажет собственная фантазия.

Конечно, эмоции дарованы нам от природы с самого рождения и уже на первом году жизни, кроха может сказать взрослому о своем состоянии, проявив соответствующие эмоции, но это не говорит о том, что не нужно обращать внимания на эту сторону развития малыша, как личности. Хочется еще раз упомянуть о том, что богатство эмоций дарит нам возможность в полной мере наслаждаться красотой окружающего нас мира всю жизнь, а не только в детстве.

Мнение врача:

Эмоциональное развитие детей играет ключевую роль в их общем развитии и благополучии. Поэтому важно обращать особое внимание на формирование эмоциональной стабильности и уравновешенности у детей. В ходе моей практики я убедился, что позитивная эмоциональная среда, поддержка и понимание со стороны взрослых способствуют здоровому эмоциональному развитию детей. Важно помнить, что дети постоянно наблюдают за взрослыми и учатся у них, поэтому наше собственное эмоциональное состояние имеет огромное значение для их развития. Родители и педагоги могут сыграть важную роль, создавая поддерживающую и позитивную атмосферу, в которой дети могут свободно выражать свои эмоции и чувства.

Мнение пациентов

Каждый ребенок уникален, и его эмоциональное развитие зависит от множества факторов. Опыт других людей может быть вдохновляющим и познавательным для родителей. Наблюдая за тем, как другие семьи поддерживают эмоциональное благополучие своих детей, можно узнать о различных подходах и методах, которые помогают развивать уверенность, эмпатию и умение управлять своими эмоциями. Обмен опытом с другими родителями и специалистами также помогает создать поддерживающее окружение, где каждый ребенок может раскрыть свой эмоциональный потенциал.

Частые вопросы

Какие факторы влияют на эмоциональное развитие детей?

Эмоциональное развитие детей зависит от многих факторов, включая воспитание, окружение, генетические предпосылки, общение с родителями и сверстниками, а также индивидуальные особенности ребенка.

Какие методы помогают развивать эмоциональное интеллект детей?

Для развития эмоционального интеллекта детей можно использовать такие методы, как обучение осознанности, обучение управлению эмоциями, поощрение выражения чувств и эмоциональной откровенности, а также моделирование здоровых эмоциональных реакций.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Проводите время с детьми, обсуждая их эмоции и чувства. Поддерживайте открытый диалог, чтобы помочь им понять и выразить свои эмоции.

СОВЕТ №2

Практикуйте эмоциональную регуляцию с детьми, помогая им управлять своими эмоциями и стрессом. Это можно делать через дыхательные упражнения, медитацию или специальные игры.

СОВЕТ №3

Поощряйте детей к творческому самовыражению, такому как рисование, музыка, танцы, чтобы помочь им выразить свои эмоции и чувства через искусство.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации