Когда малыш растет здоровым, кажется, что мир вокруг приобретает яркие краски, куда-то далеко отходят неприятности взрослой жизни, сложности на работе, социальные проблемы. Главное — улыбающийся, играющий, активный карапуз. Активный! А что делать, если к этому слову добавляется префикс «гипер» — «сверх, чрезмерно»? Это уже настораживает. Требует ли гиперактивный ребенок лечения или определенного подхода?
Состояние повышенной активности и возбудимости ребенка — достаточно распространенное явление в среде младшего поколения. В основном, это проблемы детского или подросткового возраста, вызываемые на эмоциональном уровне.
У мальчиков они наблюдаются чаще, в пропорции приблизительно 4:1 по отношению к девочкам. Это объясняется более крупным весом мальчиков при рождении и относительно медленным созреванием мозга.
Сегодня достаточно распространенным явлением считаются диагностические исследования, проводимые биологами, нейрофизиологами, нейропсихологами. Ученые определяют, в основном, нарушения в работе левого полушария мозга, вызванные:
- особенностями структурно-функциональной деятельности;
- низким психическим тонусом;
- повышенной истощаемостью;
- незрелостью лобно-гиппокампальной системы мозга, ответственной за координацию внимательности.
К пубертатному периоду повышенная активность может притупиться или уйти совсем, а вот невнимательность и импульсивность наоборот — с ростом ребенка усугубляются.
Исследования ученых привели к выводу, что гиперактивные дети могут испытывать явные сложности в письме и речи:
- почерк некаллиграфический, хаотичный, разноманерный;
- речь несовершенна, есть сложности с произношением орфоэпически непростых слов и скороговорок.
По статистике, сегодня гиперактивное проявление фиксируется у младших школьников от 3—10%.
Причины гиперактивности не лежат на поверхности. Чтобы в них разобраться, нужно копнуть глубже. Основными можно назвать следующие:
- сложности вынашивания беременности (угроза выкидыша, внутриутробная гипоксия, асфиксия; курение во время беременности);
- проблемы во время родов (вспомогательные средства помощи роженице: наложение акушерских щипцов, вакуум-экстракция плода, затяжные травматические или наоборот стремительные роды);
- различные инфекции и интоксикации, которыми сопровождались первые годы жизни малыша;
- генетическая предрасположенность.
Все названные причины способны вызвать минимальную мозговую дисфункцию. Гиперактивный ребенок не может сосредоточиться на чем-то одном, у него рассеянно внимание, он чрезмерно подвижен, говорят, что у него «заноза» в одном месте, малыш импульсивен, вспыльчив – вот далеко не все симптомы, которые сопровождают данный тип детей.
Такому ребенку тяжело находиться в одном коллективе с детьми без этих проблем. Но и обычным детям сложно расти рядом с ним.
Многие ученые склонны к утверждению, что гиперактивность сопровождается такими явлениями как дефицит внимания
и импульсивность
.
В первом случае налицо:
- невозможность на более длительное время сосредоточиться на предмете или его деталях;
- пониженное выборочное внимание;
- иллюзия отсутствия интереса к говорящему в тот момент, когда к ребенку обращаются;
- переключение с одного занятия на другое, не закончив первое;
- частые утраты важных вещей;
- забывчивость в будничных вопросах;
- реакция на посторонний шум, сопровождаемая рассеянностью.
Гиперактивность, осложненная импульсивностью, характеризуется:
- интенсивными движениями конечностей или ёрзанием на стуле в момент волнения;
- резкими подъемами со стула и быстрым бегом.
Такой тип детей не может участвовать в спокойном досуге, ребенок как будто «заведен», он выкрикивает с места, не ждет своей очереди, стремится ответить на вопрос, который еще не прозвучал до конца, вмешивается в работу других или в разговор. Проблему гиперактивности ребенка нельзя оставлять без решения
. То, что проявляется в раннем детстве, усугубляется в детском саду, а затем в школе. Учеба требует концентрации внимания, собранности, усидчивости, то есть тех качеств, которых у гиперактивного ребенка нет. В результате на уроках ему скучно, неинтересно, он быстро устает от восприятия материала, начинает отвлекаться сам и мешает другим. И поведение, и дисциплина «хромают», а в дневнике – «тройки», «двойки» и масса замечаний. Практически всегда симптомы гиперактивности проявляются в два-три года
, но к врачам родители обращаются в восемь-десять лет, когда от ребенка требуется сосредоточенность и внимательность. Состояние гиперактивности может сопровождаться и энурезом, и нарушением сна, и даже сердечными приступами.
За консультацией в любом случае необходимо идти к специалистам. В решении данного вопроса одних педиатров или психиатров будет недостаточно. Эта проблема требует комплексного подхода и участия всех взрослых, которые воспитывают кроху.
Медики могут предложить:
- медикаментозную терапию при помощи ноотропных средств;
- мануальную терапию;
- массаж.
Последний смело могут проводить родители, получив необходимые навыки у специалистов. Очень эффективным будет расслабляющий массаж, способный привести в уравновешенное состояние ребенка.
Гиперактивность требует определенных усилий родителей, поскольку лечение будет неэффективным без психологической коррекции в поведении ребенка, которая должна сопровождаться правильным поведением родителей во всех сферах жизни. Без необходимых усилий взрослых результата добиться практически невозможно.
Если ваш ребенок относится к гиперактивным детям, не сидите сложа руки, начинайте действовать сразу. Для этого выработайте для себя строгую последовательность:
- Попытайтесь установить с ребенком контакт, чтобы он воспринимал вас и ваши замечания адекватно.
- Не используйте слова «нет» и «нельзя». Постарайтесь найти убедительные аргументы, которые помогут ребенку послушаться вас без этих слов.
- Не повышайте голос, а тем более не поднимайте рукув воспитательных целях. Агрессия порождает агрессию.
- Держите свои эмоции при себе. Научитесь «считать до десяти», чтобы успокоиться. Только холодный рассудок поможет вам подобрать необходимый педагогический прием.
- Выработайте для ребенка режим дня и для себя тоже(если его не было).
- Давайте посильные задачи, которые легко можно было бы выполнить. При положительном результате не забывайте хвалить: похвала гиперактивным детям – лучшее лекарство.
- Старайтесь, чтобы дети не находились в компании беспокойных товарищейпо играм, избегайте шумных площадок.
- Найдите ребенку такое занятие, где бы он мог выплескивать свою энергию:отдайте в спортивную секцию, на танцы, в бассейн.
- Обязательно играйте сами со своим ребенком в подвижные игры: догонялки, квач, прятки. Во-первых, совместная деятельность сближает, во-вторых, вы приобретаете дополнительный авторитет в глазах ребенка.
- Сделайте его своим другом: посоветуйтесь в каком-то «взрослом» вопросе, требующем вашего решения, со своим чадом, прислушайтесь к его мнению. Ребенку будет очень приятно, что вы с ним считаетесь. Он поймет, что он очень нужен вам. А это тоже дополнительный бонус в ваших отношениях.
- Не отстраняйтесь от проблем своего маленького ребенка. Подрастая, он будет отдаляться от вас все дальше и дальше. Не теряйте время на решение очень важных вопросов в отношениях между «отцами и детьми».
- Не оставайтесь наедине со своими гиперактивными детьми, обращайтесь к специалистам: врачам, психологам, психиатрам, чтобы получить квалифицированные ответы на интересующие вас вопросы.
Мнение врача:
Гиперактивность у детей – это серьезное состояние, требующее внимания и понимания со стороны родителей и педагогов. Врачи отмечают, что гиперактивные дети часто испытывают трудности в учебе и социальном взаимодействии. Важно обратить внимание на раннюю диагностику и комплексный подход к лечению, включающий как медикаментозные методы, так и психологическую поддержку. Родители и учителя могут сыграть ключевую роль в помощи детям с гиперактивностью, создавая поддерживающую и структурированную среду, способствующую их благополучию и развитию.
Мнение пациентов
“Многие родители сталкиваются с вызовом воспитания гиперактивного ребенка. Опыт других людей показывает, что важно быть терпеливым и поддерживать постоянную коммуникацию с учителями и специалистами. Родители делятся, что организация структурированного расписания и занятий спортом помогает снять излишнюю энергию у ребенка. Важно также помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к нему должен быть индивидуальным.”
Частые вопросы
Какие признаки гиперактивности у детей можно выделить?
Признаки гиперактивности у детей могут включать чрезмерную подвижность, невнимательность, трудности сосредоточиться, неспособность сидеть спокойно, частые перебои в учебе и трудности взаимодействия с окружающими.
Каковы возможные причины гиперактивности у детей?
Возможные причины гиперактивности у детей могут включать генетические факторы, проблемы с развитием мозга, воздействие окружающей среды, неправильное питание, а также стресс и депрессия.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Обратитесь к педиатру или психологу, чтобы получить профессиональную консультацию и оценку состояния ребенка. Только специалист может поставить диагноз гиперактивности и назначить соответствующее лечение.
СОВЕТ №2
Изучите методики поведенческой терапии и обучения родителей, которые помогут вам лучше понять и управлять поведением ребенка с гиперактивностью.
СОВЕТ №3
Создайте структурированный распорядок дня для ребенка, включая время для занятий, отдыха и физической активности. Регулярный режим поможет уменьшить симптомы гиперактивности.