Возраст 5 лет характеризуется интенсивным формированием когнитивных функций на основе предпосылок, проявившихся в младенчестве и ясельном возрасте. Впервые появляется осознанное желание «быть как взрослый», ведь именно сейчас ребенок осознает, что он – индивидуальность, и активно идентифицирует себя со своими родителями, знакомыми, героями из книг и мультфильмов.
Личность, характер, интересы, склонности к определенным занятиям – все эти структурные элементы психики впервые начинают появляться в период от 5 до 6 лет.
Установленные правила и нормативы также обретают смысл. Теперь малыш понимает, что он не центр вселенной и не должен вести себя неподобающим образом, ведь это не сойдет ему с рук. Появляется идея о противоположностях: добро-зло, красиво-некрасиво, и действия ребенка основываются именно на этих параметрах.
Следует уделить особое внимание факторам, которые влияют на развитие личности вашего малыша. В профессиональной литературе существуют три фактора, которые определяют этот процесс:
- наследственность;
- воспитание;
- среда.
Родители не могут влиять на гены, переданные ребенку, но качество двух последних компонентов — в их руках. Если ваше чадо привыкнет к хорошему окружению и общению, основанному на взаимоуважении, это станет для него нормой, отклонение от которой будет для него как минимум странной.
Помните, что психическое развитие ребенка основывается, в большей степени, на играх, сказках и мультфильмах, ведь по этому «каналу» информация воспринимается гораздо легче и не провоцирует сильного переутомления.
У малыша развита непроизвольная память – он не будет стараться что-то запоминать, но в его подсознании с легкостью запечатлеются интересные моменты. Именно поэтому шестой год жизни – лучшее время для активной подготовки ребенка к школе.
В этом возрасте ваш ребенок бьет все рекорды запоминания. Ничего, абсолютно ничего не способно пройти мимо него без того, чтобы он запомнил хотя бы малую часть данного события. Интересной особенностью психического развития ребенка 5 лет является непроизвольность процесса «запечатления» в памяти. Это значит, что механизмы запоминания работают «сами по себе», без приложения усилий. Но, конечно, все, что он таким образом выучит, не будет иметь никакой системы, и лишь будучи школьником, ребенок начнет понемногу осознавать и классифицировать информацию.
Тем не менее, этот этап крайне важен для гармоничного развития ребенка. Поэтому пользуйтесь моментом, разговаривайте много с чадом на самые разнообразные темы, читайте и смотрите познавательные передачи.
Активное формирование речевых способностей является одним из основных параметров психического развития. Все дело в том, что именно речь стоит на перепутье основных критериев когнитивного «взросления»:
- эмоций;
- памяти;
- слуха;
- чувств.
Считается, что этот возраст является самым важным этапом в развитии коммуникационных способностей у детей.
Период от 5 до 6 лет является временем обсуждений явлений, взаимоотношений между ребенком и его близкими и друзьями, предметов мира, который его окружает. То есть, чем больше малыш «впитывает» знаний про устройство нашей жизни, тем больше будет его желание поделиться с вами своими открытиями.
Также ребенок понимает, что для игры ему нужно уметь выражать свои мысли и желания таким образом, чтобы сверстники его правильно поняли. А так как игра является основным занятием для вашего ребенка, это станет для него замечательной мотивацией для речевых занятий и чтения.
Словарный запас к 6 годам насчитывает около 3000-3500 слов, большинство из которых являются глаголами – бегать, прыгать, ехать, а также различной деятельностью – лепить, рисовать, играть. Очевидно, что он полностью отображает жизнь ребенка и события, в которых он участвует. Грамматическая часть речи получает новый виток в своем развитии, ведь дети начинают усваивать склонения, спряжения, их типы. Естественно, это не основано на конкретных правилах, а лишь на интуитивном восприятии. Психологи утверждают, что с 4 до 6 лет язык становится для ребенка родным. И чем больше правильной и красивой речи будет слышать малыш, тем более развито у него будет «чувство языка», ведь, на удивление, способности вашего чада куда больше, чем вы только можете себе представить – он в состоянии составлять новые предложения и выражения, основываясь на единожды услышанной модели.
Для формирования речевых способностей очень важны отсутствия дефектов произношения. Не нужно воспринимать это явление как норму и считать, что «с возрастом пройдет».
Ни для кого не является секретом, что у многих детей возникают сложности с воспроизведением некоторых букв и звуков: Л, Р, Ш, Ж. Причинами для этого являются:
- слабые мышцы или/и анатомические дефекты (например, короткая уздечка) артикуляционного аппарата;
- неправильное произношение или нечеткое вываривание слов членами семьи.
Зачастую речевые дефекты усложняют деткам процесс обучения и усвоения грамматики и правописания. И если в дошкольном возрасте это не будет приносить ни вам, ни ребенку большого дискомфорта, то ближе к 7 годам вы почувствуете все упущения.
Но советуем все же не пускать ситуацию на самотек и обратиться к логопеду, который поможет вашему ребенку усвоить качественное произношение отдельных букв, звуков и слов в целом.
На шестом году жизни многие родители сталкиваются с проблемой неразговорчивости ребенка
. Возможно, ваш кроха просто стесняется, у него недостаточно объемный словарный запас или он боится сказать что-то не так. В таком случае нужно уделить ребенку больше внимания, и, к примеру, по вечерам в подробностях расспрашивать о том, как прошел день. Возможно, сначала это будет сложным заданием, но буквально через неделю вы заметите, что речь сына или дочки стала богаче, четче, а главное – свободнее.
Образ мысли ребенка в 5-6 лет имеет следующие характеристики:
- Эгоцентризм– это значит, что ваше чадо воспринимает любую ситуацию только со своей точки зрения. Его психика еще недостаточно созрела для того, чтоб поставить себя на чье-то место и посмотреть на происходящее с другой точки зрения.
- Синкретизм– проявляется в том, что дошкольник не может воспринимать ситуацию в целом. Да, он понимает отдельные детали, но он не в состоянии установить связи между ними. Поэтому зачастую дети в этом возрасте путают причину и следствие, и проявляют здоровую порцию нелогичности в своих рассказах.
- Анимизм– то есть проекция собственного «Я» на неодушевленные вещи.
Учитывайте эти особенности при общении с вашим малышом, и это устранит многие зарождающиеся конфликты на корню.
В 5 лет стремительно формируется эмоциональная сфера. В этот период дети достаточно спокойны и уравновешены, без вспышек гнева или конфликтов (но не обольщайтесь, впереди кризис 7 лет).
- Чувствау ребенка становятся значительно более осознанными, развивается эстетика, нравственность, интеллект. Благодаря частому общению со сверстниками, он начинает интегрироваться в социум, и это преподносит ему значительное количество жизненных уроков.
- Воображение– является центральным компонентом в развитие ребенка этого возраста – ведь фантазируя, он находит «отдушину», спасается от всех ситуаций, которые беспокоят его в реальной жизни. Иногда в 5-6 лет дети выдумывают себе воображаемых друзей. Это является не патологией, а особенностью. Также учтите, что, играя, ребенок настолько сильно вживается в роль, что не всегда может отличить ее от реальности. Будьте терпимы к этому, ведь вам наверняка будет казаться, что малыш вас пытается обмануть или перехитрить. Но это не всегда так, дети верят в то, что говорят, поэтому постарайтесь проявить толерантность и найти способ помочь ребенку осознать – в игре он или же в реальности.
В целом, возраст от 5 до 6 идеален для общения с ребенком, обучению самым разным интересным вещам и его многостороннего развития. Поэтому зачастую даже к шестилетию малыши готовы перейти на следующий важный этап – к учебе в школе.
Используйте с толком возможности ребенка в этом возрасте, и совсем скоро вы сможете пожинать плоды своих усилий.
Мнение врача:
Психическое развитие пятилетнего ребенка играет ключевую роль в его будущем здоровье и благополучии. В этом возрасте дети активно развивают свои когнитивные, эмоциональные и социальные навыки. Важно обеспечить им подходящие условия для игры, общения с ровесниками и взрослыми, а также стимулировать их творческое мышление. Родители и педагоги должны быть внимательны к эмоциональному состоянию ребенка, создавать доверительные отношения и поддерживать его интерес к окружающему миру. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и его психическое развитие требует индивидуального подхода.
Мнение пациентов
Воспитание пятилетнего ребенка – это увлекательное и ответственное занятие. Многие родители делятся опытом, что важно создавать условия для развития психики и личности ребенка. Они отмечают, что игровая деятельность способствует развитию воображения, логического мышления и социальных навыков. Также важно обеспечить ребенка разнообразными впечатлениями, посещая музеи, выставки, и уделять внимание его эмоциональному состоянию. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и опыт других людей может быть полезным, но необходимо учитывать индивидуальные особенности своего ребенка.
Частые вопросы
Какие основные черты психического развития пятилетнего ребенка?
На этом этапе развития дети обычно обладают более развитым воображением, улучшенной способностью к общению и более сложными навыками в играх. Они также начинают проявлять интерес к чтению и математике.
Какие могут быть признаки задержки в психическом развитии пятилетнего ребенка?
Признаки задержки в развитии могут включать отсутствие интереса к играм, слабую способность к общению, трудности с концентрацией внимания и отставание в развитии речи.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Поощряйте ребенка к самостоятельной игре и творчеству, так как это способствует развитию его воображения и творческих способностей.
СОВЕТ №2
Уделяйте внимание развитию эмоционального интеллекта ребенка, обсуждая с ним его чувства и эмоции, помогая ему понимать и управлять своими эмоциями.
СОВЕТ №3
Поощряйте ребенка к общению с другими детьми, так как это способствует развитию его социальных навыков и умения работать в коллективе.