Психическое развитие – это неравномерный процесс. При этом происходят разнообразные изменения, характеризующие взросление вашего малыша – изменяется его поведение. Вы будете сталкиваться с тем, что в какой-то период ваше чадо ведет себя спокойно, но затем это сменяется эмоциональными всплесками, упрямством и непослушанием.
Четвертый год жизни — это тот период, когда наступает новый уровень развития. Кроха начинает осознавать себя как личность.
Об этом свидетельствует то, что он перестает говорить о себе в третьем лице, и теперь на вопрос «Кто хочет кушать?» малыш ответит вам «Я», а не «Миша».
Постепенно у ребенка появляются задатки самостоятельности. И если родители не понимают его стремления и не стремятся его развивать, то рано или поздно возникает конфликт между маленькой личностью и взрослыми. Да, часто нам проще сделать что-то самим, чем научить этому малыша. Но ведь он хочет все попробовать и осилить собственноручно. Так же важно для крохи и то, чтобы взрослые воспринимали всерьез его стремления. Если же он начинает понимать, что с его желанием и мнением не считаются, то родителей ждет целая акция протеста. Этот период в жизни крохи описывают как «кризис трех лет».
В психическом развитии ребенка трех лет появляются признаки, характерные для «кризиса трех лет»
:
- Упрямство– эта черта проявляется в том, что малыш будет требовать даже то, что ему не нужно, или то, что уже и вовсе расхотелось. Отличить это от проявления настойчивости можно только, лишь, по тому факту, что настойчивость кроха будет проявлять в тех ситуациях, когда он действительно в чем-то нуждается, а не просто «Я так хочу».
- Негативизм– очень часто вы столкнетесь с тем, что ребенок начал делать все наоборот, наперекор вашим просьбам. Иногда его поступки могут даже быть против его собственным желаниям. Главное не так, как просят.
- Деспотизм– ваше чадо может пытаться диктовать вам, что и как вы должны сделать, руководить всеми вашими действиями.
- Гипертрофированная самостоятельность.
- Ревность– кроха будет требовать повышенного внимания к своей персоне. Особенно ярко выражена эта черта может быть в семьях, где есть второй ребенок. Тогда это может проявиться полной нетерпимостью к братику или сестричке.
Но также, наряду со всеми отрицательными чертами характера, в возрасте трех-четырех лет маленький человечек приобретает очень много новых навыков, полезных для дальнейшей жизни.
Он пытается самостоятельно обслуживать себя:
- одеваться и раздеваться;
- чистить зубки и мыть ручки;
- купаться и собирать игрушки после игры.
Если же он не может что-то выполнить самостоятельно – кроха попросит о помощи старших. В играх малыш познает и примеряет на себя новые модели поведения, которые потом переносит в жизнь. В то же время к нему уже приходит осознание различия между игрой и жизнью, он перестает воспринимать игрушки, как живых существ.
У маленького человечка появляется различное отношение к разным людям, он начинает чувствовать индивидуальность каждого человека.
Но самое интенсивное развитие происходит в познавательных процессах ребенка. Он, не задумываясь, назовет вам все части тела, на которые вы укажите. Перечислит все основные цвета и даже распространенные оттенки. У малыша очень хорошая память, поэтому для него не составит труда повторять все, что вы говорите, заучивать свои первые стишки и рассказывать, вместе с вами, любимые сказки.
- задержка развития речи – малыш говорит отдельными словами, не использует фразовую речь, имеет ограниченный словарный запас;
- задержка развития игровой деятельности – игры крохи примитивны, однообразны, не имеют сюжетной линии;
- ребенок не может самостоятельно обслуживать себя – с трудом одевается и раздевается, не может пользоваться ложкой.
При появлении одновременно нескольких признаков, родителям лучше обратиться за помощью к специалисту.
- Постарайтесь дать крохе больше самостоятельности. Расширьте круг его обязанностей, но в то же время старайтесь не забывать и о его правах. Не стоит бежать на помощь, если вас об этом не попросили.
- Проявляйте твердость своего характера и своих решений. Если вы что-то запретили ребенку, это должно соблюдаться строго всеми членами семьи. Но помните, что нельзя запретить все. Постарайтесь крохе доступно объяснить, почему он не должен этого делать. Например, почему нельзя вырывать ручку и убегать, переходя дорогу.
- Помните о том, что вы — главный пример для подражания. Поэтому не забывайте следить за своими словами и поступками в присутствии ребенка. Разговаривайте с ним как со взрослым. Интересуйтесь его мнением, спрашивайте, как он относится к той или иной ситуации.
И главное — показывайте малышу свою любовь, пусть он чувствует и знает как он дорог своим близким.
Мнение врача:
Психическое развитие трехлетнего ребенка играет важную роль в его будущем здоровье и благополучии. В этом возрасте дети активно развивают свои когнитивные, эмоциональные и социальные навыки. Важно создать для них подходящую обстановку, где они могут свободно и безопасно исследовать мир вокруг себя. Родители и воспитатели должны поощрять их любознательность, стимулировать развитие речи и общения, а также обеспечивать положительные эмоциональные впечатления. Помните, что каждый ребенок уникален, и важно учитывать его индивидуальные особенности при поддержке его психического развития.
Мнение пациентов
Воспитание трехлетнего ребенка – это настоящее искусство, требующее терпения, знаний и понимания. Многие родители делятся опытом, что важно создавать стимулирующее окружение для развития малыша. Например, игры, способствующие развитию мелкой моторики и логического мышления, а также чтение книг, обогащающее словарный запас. Опыт показывает, что важно уделять внимание эмоциональному развитию, помогая ребенку понимать и выражать свои чувства. Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, поддерживая его интересы и стимулируя творческое мышление.
Частые вопросы
Какие основные черты психического развития трехлетнего ребенка?
На трехлетнем возрасте дети обычно начинают проявлять большой интерес к окружающему миру, развивается их речь, усиливается самостоятельность и формируются социальные навыки.
Какие игры и занятия способствуют психическому развитию трехлетнего ребенка?
Для развития психики трехлетнего ребенка полезны игры, способствующие развитию речи, логического мышления, воображения, а также занятия, направленные на развитие мелкой моторики и координации движений.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Поощряйте ребенка к самостоятельности и самовыражению. Дайте ему возможность принимать решения в пределах безопасности и поощряйте его творческие усилия.
СОВЕТ №2
Обеспечьте ребенка разнообразными игрушками, книгами и материалами для творчества, чтобы развить его фантазию, воображение и творческие способности.
СОВЕТ №3
Проводите время с ребенком, участвуя в его играх и развивающих занятиях. Это поможет укрепить эмоциональную связь между вами и способствует его психическому развитию.