Развитие личности ребенка – это сложный процесс, зависящий от физического развития и социальной среды вокруг. Этот процесс происходит не равномерно, отличаясь то высоким темпом, то постепенным и медленным развитием. В каждом возрасте свои особенности и потребности, в том числе в социуме и родительском внимании.
Очень активные изменения в личности и психике ребенка происходят в дошкольном возрасте (до семи лет). Дети начинают познавать социальные отношения, свое место в них и роли взрослых людей в обществе.
Появляется возможность сравнения себя с другими детьми, а в старшем дошкольном возрасте начинает появляться объективная самооценка.
Ниже описаны особенности личностного развития ребенка в разном возрасте.
В возрасте от 1 до 12 месяцев приобретаются осознанные эмоции. Поначалу они имеют безусловно рефлекторную природу, то есть ребенок реагирует плачем и криком на любые раздражители, будь то холод, голод и т.п. Затем, после 6 месяцев, ребенок реагирует на лица близких людей и на знакомые вещи, радостно воспринимает знакомые игрушки. После 10 месяцев возможны появления ревности по отношению к другим детям и родителям.
В этом возрасте формируется также и влияющий на последующую коммуникацию уровень доверия к людям в зависимости от количества положительных эмоций, полученных от общения с ними.
Дети, которых любят, кормят, держат в тепле и уюте, понимают, что миру можно доверять. Однако в более старшем возрасте это впечатление легко разрушить негативной обстановкой в семье и ближайшем обществе.
В возрасте 1-2 лет у ребенка развивается самостоятельность на основе возросших физических способностей. Дети активно ползают, ходят, играют и изучают окружающий материальный мир путем собственных проб и ошибок. В основном ребята с радостью и гордостью за свои достижения делают все сами: пользуются столовыми приборами, разворачивают конфеты, убирают вещи. Очень важно на этом этапе мягко подталкивать карапуза к новым действиям, но при этом не торопить его, а дать почувствовать собственные силы.
В возрасте от 3 до 5 лет проявляется воображение, ребенок отходит от простого подражания действиям взрослых. Он научился многим навыкам и использует их в новом качестве. Фантазия открывается и в речи, и в шалостях, в выдумках малыша. Он рад делиться всеми своими достижениями со взрослыми и ждет безусловного одобрения своих действий.
Возраст 3 лет считается кризисным, переломным в развитии личности, в это время реакция родителей на проделки может вызвать сильные изменения в мировоззрении.
Необходимо объяснить основы того, что хорошо и плохо, установить непреклонный родительский авторитет, но и не «забить» активность ребенка. Нужно дать ему почувствовать себя взрослым, возложить на него небольшую ответственность и дать свободу действий.
С 5 до 7 лет дети приобретают логическое мышление, способны играть в игры с ограниченными правилами, заниматься делами поочередно и делить все поровну .
Особенности развития личности ребенка на данном этапе: они учатся всему новому, подхватывают всю новую информацию и очень быстро ее запоминают. Стремятся к пониманию устройства вещей и способов их использования.
У многих детей появляются свои увлечения, особенно в старшем дошкольном возрасте. Они рисуют, танцуют, поют, готовят и мастерят разные безделицы. Родители должны понимать и принимать любую их деятельность. Даже несмотря на возможные проблемы типа неряшливости выполнения и бессмысленности. Критика может вызвать чувство неполноценности и потерю интереса к какой-либо деятельности и дальнейшему развитию.
Отклонения в развитии личности детей, выросших в полноценной и гармоничной семье, встречаются нечасто, но если это произошло – в любом возрасте есть те «тревожные звоночки», которые дадут знать внимательному родителю, что что-то идет не так.
В младенчестве стоит обращать внимание на эмоции. Малыш должен оживляться в присутствии матери и знакомых ему людей, реагировать на их действия положительными эмоциями либо плачем, апатия не является нормой.
Обычно в возрасте трех месяцев у детей появляется улыбка и четкая мимика, которую они также демонстрируют в ответ на различные внешние раздражители.
В возрасте одного года и далее ребенок должен демонстрировать быструю смену эмоций, «заражаясь» ими от других людей. Эти состояния не должны длиться долго, быстро сменяя друг друга.
Также дети в этом возрасте начинают по-разному реагировать на разных людей, родители вызывают у него более яркие чувства. Ребенок хорошо реагирует на новые вещи и игрушки, не зацикливается на одной и не проявляет излишней осторожности к явно безопасным предметам.
Апатия и затяжные «депрессии», не соответствующие уровню испытанного стресса, являются отклонением от нормы формирования личности ребенка .
Например, если простое наказание, вроде «шлепка» ввергает малыша в долгий плач и расстройство, то возможно, у него нарушена эмоциональная саморегуляция. Этот психологический механизм в будущем позволяет избавляться от плохих эмоций.
В старшем дошкольном возрасте ребенок должен уметь сопереживать, понимать эмоции других людей или даже книжных персонажей и переживать их. При прочтении сказки дети часто вживаются в главного героя книги и испытывают все эмоции вместе с ним. Иначе это называется эмоциональной децентрацией и является чрезвычайно важным показателем в развитии личности ребенка, так как в будущем оказывает сильное влияние на социальное и межличностное развитие человека.
Также ребенок должен уметь понимать и откликаться на чувства близких людей. Он видит, что мама в хорошем или плохом настроении, устала или активна и реагирует на это соответственно.
Вообще дети с заторможенным проявлением эмоций и малой активностью, по крайней мере, в дошкольном возрасте, должны вызвать настороженность у родителей. Не стоит сразу впадать в панику и отчаяние, ведь это всегда поправимо.
Стоит помнить, что в тяжелых случаях никто не поможет лучше, чем профессиональный психолог. Не стоит бояться посещений врача и считать их излишними, ведь психологические отклонения не менее опасны, чем физические.
Мнение врача:
Развитие личности ребенка в раннем и дошкольном возрасте играет ключевую роль в формировании его будущего. В этом возрасте дети активно учатся, впитывая информацию и опыт через игру и общение. Важно создать для них благоприятное окружение, где они могут развивать свои навыки, интересы и творческий потенциал. Родители и педагоги должны стимулировать и поддерживать их любознательность, эмоциональное и социальное развитие, а также помогать формировать позитивное отношение к окружающему миру. Важно также обеспечить ребенку здоровое питание, полноценный сон и физическую активность, что благоприятно влияет на его физическое и психическое развитие.
Мнение пациентов
Важно учитывать опыт других людей при развитии личности ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Родители, педагоги и специалисты в области развития детей делятся ценными знаниями и опытом, помогая другим родителям понять, как создать подходящую среду для развития малыша. Обмен опытом позволяет узнать о различных методиках воспитания, игровых подходах к обучению, а также о том, как развивать уникальные способности и таланты каждого ребенка. Этот опыт помогает родителям и педагогам лучше понимать, как помочь детям раскрыть свой потенциал и стать уверенными, самостоятельными личностями.
Частые вопросы
Какие основные аспекты развития личности ребенка в раннем и дошкольном возрасте?
В раннем и дошкольном возрасте основные аспекты развития личности ребенка включают физическое, эмоциональное, социальное и когнитивное развитие. Физическое развитие включает моторику и здоровье, эмоциональное развитие связано с умением управлять своими эмоциями, социальное развитие включает в себя умение общаться и взаимодействовать с другими, а когнитивное развитие связано с умением мыслить, запоминать и решать задачи.
Какие факторы влияют на развитие личности ребенка в раннем и дошкольном возрасте?
На развитие личности ребенка влияют такие факторы, как генетическая предрасположенность, воспитание, образовательная среда, социальное окружение, игровая активность, здоровый образ жизни, питание и многое другое.
Какие методики и подходы помогают развивать личность ребенка в раннем и дошкольном возрасте?
Для развития личности ребенка в раннем и дошкольном возрасте применяются различные методики и подходы, такие как игровые методики, музыкальное развитие, развитие речи, творческие занятия, спортивные занятия, общение с детьми и взрослыми, чтение книг, экскурсии и путешествия, а также использование современных образовательных технологий.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Позитивное воспитание. Поддерживайте позитивное отношение к развитию личности ребенка, поощряйте его усилия и успехи, а также помогайте ему справляться с неудачами.
СОВЕТ №2
Развивайте творческие способности. Предоставьте ребенку возможность заниматься творчеством, игрой и экспериментами, что способствует развитию его личности и умственных способностей.
СОВЕТ №3
Обеспечьте разнообразный опыт. Познакомьте ребенка с различными видами деятельности, способствующими развитию его личности, такими как спорт, музыка, танцы, чтение и рисование.