Содержание:
Развитие ребенка со 2 по 3 месяц жизни становится все более интенсивным. И родителям уже не так страшно ухаживать за взрослеющим чадом, потому что это уже не мягкий крошечный комочек, который по большей части спит, а маленький член семьи, который активно изучает окружающий мир.
У ребенка 2 месяцев отроду есть свои особенности жизнедеятельности. За время внеутробной жизни он успевает контактировать со множеством инфекционных агентов, что провоцирует иммунный ответ. Благодаря молоку матери и защите, которую малыш получил будучи плодом, его организм формирует иммунную память и свои собственные антитела.
В этот период жизни очень важно соблюдать санитарно-гигиенический режим и правильный уход за крохой, так как нервная система его еще несовершенна, и возможны осложнения самых банальных инфекций в виде тяжелого поражения головного мозга и его оболочек.
У двухмесячного ребенка начинают функционировать слюнные железы. Они еще не настолько активны, чтобы слюнки текли рекой, как у старших ребятишек, но все же сосание груди становится более комфортным, а заглатывание воздуха уменьшается за счет герметизации между соском и ротовой полостью. За счет этого колики становятся не такой проблемой, как на первом месяце жизни.
Для профилактики колик педиатры рекомендуют обычные физические методы:
- медленное сосание с перерывами;
- ребенка нужно подержать столбиком после еды, чтобы отошел заглоченый с молоком воздух.
Перед кормлением важно выкладывать ребенка на живот, что улучшает отхождение газов. Важно не пренебрегать элементарными правилами гигиены, чтобы избежать неприятной проблемы многих грудничков – молочницы ротовой полости.
Также можно отметить следующие особенности пищеварения ребенка:
- Начинают функционировать железы, которые вырабатывают ферменты и соки для пищеварения.
- Кишечник активно заселяется полезными микроорганизмами, а грудное молоко этому способствует.
- Количество и качество стула также может видоизмениться – он станет частым и более оформленным.
Рост и вес ребенка в 2 месяца — самые лабильные показатели, которые могут значительно разниться. Рост малыша со 2-го по 3-й месяц жизни может прибавиться на 3-5 см и даже больше, что тоже является вариантом нормы.
Массу тела за этот период ребенок прибавляет довольно интенсивно, не менее 800 г в месяц. Малая прибавка веса расценивается как дефицит массы тела, а при дефиците свыше 10% от долженствующей массы это расценивается как гипотрофия и требует медицинского вмешательства.
Окружность головы должна прирасти на 1,5 см (максимум на 2 см). Увеличение темпов прироста требует консультации невролога, так как это может быть признаком патологии, связанной с нарушением оттока ликвора. Родничок в этом возрасте остается еще довольно крупным, его закрытие индивидуально для каждого ребенка.
Грудная клетка в среднем увеличивается на 2 см, темпы ее прироста также должен контролировать врач-педиатр.
Родители должны быть бдительными и внимательно следить за физическим развитием своего ребенка. При малейших изменениях лучше проконсультироваться со специалистом, не прибегая к самолечению.
Для того чтобы в физическом плане малыш развивался гармонично, педиатры рекомендуют:
- делать ему массаж;
- принимать воздушные ванны;
- заниматься легкой зарядкой;
- проводить закаливание, купая в водичке температурой в 34-35 градусов;
- гулять с малышом на свежем воздухе.
В 2 месяца дитя уже осознанно улыбается. Это не бесконтрольная мимика, а четкий эмоциональный ответ на обращенную к нему речь, ласку, игру.
- Взгляд становится понимающим, внимательным, изучающим.
- Ребенок узнает лицо своей матери, рассматривает его.
- Яркие предметы увлекают его, и малыш следит за их передвижением в пространстве.
- Он более тонко слышит различные звуки, узнает голос матери.
- Если ему показать погремушку, он перестает сосать, наблюдая за ней.
Ребенок 2-3 месяца в положении лежа на животе уверенно поднимает и удерживает голову, опираясь на ручки, при этом отрывая от поверхности весь плечевой пояс. Это свидетельствует о достаточном развитии мышц спины и плечевого пояса.
- Находясь на руках матери, малыш длительно удерживает голову, поворачивает ее в сторону световых и звуковых раздражителей.
- Движения его становятся уже не такими неуклюжими и хаотичными, на смену им приходят упорядоченная и более тонкая моторика.
- Тонус в ручках не так выражен, как на первых месяцах жизни, а вот ножки остаются по-прежнему согнутыми (педиатры это называют рефлексом Кернига – при согнутых в тазобедренных суставах ножках, разогнуть их в коленках невозможно). Это физиологичный гипертонус мышц нижних конечностей, он достаточно быстро угасает.
- Если уложить ребенка на живот и под стопы подставить ладонь, как на первом месяце жизни, то рефлекса ползания (Бауэра) уже не возникнет.
- Гуление приобретает другой характер – оно становится более частым и громким, появляются воле четкие звуки, это его ответ на внимание.
У многих детишек в первые месяцы жизни продолжают функционировать те коммуникации в сердце, которые им были необходимы во внутриутробной жизни. Между вторым и третьим месяцем они начинают закрываться, адаптируя ребенка к новым условиям существования.
Также происходят изменения в формуле крови, что требует обязательных посещений врача в поликлинике и мониторинга состояния ребенка.
Для стимуляции развития нервно-психического здоровья своего чадушки, родителям рекомендуется заниматься с ним при помощи незамысловатых упражнений.
- Для того чтобы приучить ребенка держать погремушку, вкладывают ему в ручки шарики небольшого диаметра. Это способствует активации моторики и развивает тактильные рецепторы.
- Массажможно делать с применением различных предметов — шариков, кубиков, специальных насадок, чередуя их между собой, что способствует объемному восприятию мира в целом.
- Слухразвивают при помощи колокольчиков, погремушек и тихой классической музыки, детских мелодий. Зрительный анализатор стимулируют, одевая дитя в яркую красивую одежду, окружая его разными предметами.
Мнение врача:
Развитие двухмесячного ребенка играет важную роль в формировании его будущего здоровья и развития. В этом возрасте ребенок начинает активно воспринимать окружающий мир, поэтому важно обеспечить ему подходящие условия для развития. Регулярные физические упражнения, игры, массаж и контакт с родителями способствуют развитию моторики, координации движений и укреплению связей в мозге. Важно также следить за питанием и сном ребенка, обеспечивая ему необходимые питательные вещества и режим дня. Развитие двухмесячного ребенка – это процесс, требующий внимания и заботы со стороны родителей, но он также приносит радость от наблюдения за постепенным развитием малыша.
Мнение пациентов
“Многие родители делятся опытом развития своих двухмесячных детей, отмечая, что каждый малыш уникален и развивается в своем собственном темпе. Одни отмечают, что ребенок начинает улыбаться и устанавливать контакт глазами, другие замечают, что малыш становится более активным и начинает реагировать на звуки и движения вокруг. Важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и поддержка и любовь родителей играют ключевую роль в этом процессе.”
Частые вопросы
Какие основные навыки и возможности развиваются у двухмесячного ребенка?
На двухмесячном возрасте ребенок начинает улыбаться, фиксировать взгляд на предметах, реагировать на звуки, поднимать голову в положении лежа на животе. Также он может начать делать первые звуки и начинает узнавать голос родителей.
Какие рекомендации по уходу и стимуляции развития можно дать родителям двухмесячного ребенка?
Родителям важно обеспечить ребенку комфортные условия, общение, ласку, разговоры, пение песен, чтение книг, а также проводить упражнения для развития мышц и координации движений, например, помогать ребенку поднимать голову в положении лежа на животе.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Обеспечьте ребенку достаточное количество времени на животе, чтобы помочь ему развить мышцы спины и шеи, а также улучшить координацию движений.
СОВЕТ №2
Проводите время с ребенком, общаясь, улыбаясь и делая звуки, чтобы помочь ему развить социальные навыки и укрепить эмоциональную связь.
СОВЕТ №3
Предоставьте ребенку игрушки различных форм, текстур и цветов, чтобы помочь ему развить чувственное восприятие и познавательные способности.