Развитие памяти у детей

Память даруется людям с момента рождения. Однако управлять ею приходится учиться всю жизнь. Еще очень давно человечество начало придумывать различные приемы, чтобы развить это качество. Ведь, как ни крути, память очень важна, можно даже сказать, что это одна из главных составляющих человеческой жизни.

Как это ни удивительно, уже в двухнедельном возрасте у малыша можно увидеть простейшие условные рефлексы.

  • Двухмесячный карапуз, который привык, что перед кормлением мама берет его на руки, начинает искать грудь, как только его берут из кроватки.
  • К 7 месяцам уже появляется узнавание предметов. Сначала ребенок реагирует только на маму. Увидев ее, он начинает радостно гулить, проявляя свою радость.
  • Со временем круг знакомых предметов начинает расширяться. Вслед за узнаванием проявляется запоминание. Кроха пытается найти указанную вещь, поворачивает голову в сторону названной игрушки.

Изначально промежуток времени, в течение которого в памяти остается какое-либо впечатление, очень невелик. У годовалого малыша он составляет всего лишь пару дней, а уже к достижению трехлетия этот период увеличивается до нескольких месяцев.

Отметим, что к возрастным особенностям развития памяти у детей от рождения до годовалого возраста
относят то, что первоначально формируется моторное запоминание. Оно выражается в условных рефлексах ребенка. Если нет никакого нарушения, то в период от рождения до года кроха запоминает определенные движения. Заметим, что лучше всего развиваются те действия, которые были подкреплены какими-либо эмоциями или результатом.

Память у детей от года до двух
характеризуется тем, что карапуз предпринимает попытки узнавать взрослых, не считая родителей. Именно в это время идет активное развитие нервной системы, поэтому объем запоминаемой информации увеличивается в несколько раз.

Возрастные особенности у детей от 2 до 4 лет
проявляются в том, что преобладающим выступает механическое запоминание. Уже после двух лет карапуз начинает изучать основы логики, запоминает сложные слова. При нормальном развитии ребенок овладевает основными двигательными навыками.

Что касается особенностей памяти детей дошкольного возраста
, то тут главной чертой является непроизвольный характер запоминания. То есть данный процесс происходит в независимости от воли и усилий крохи. Запоминание осуществляется в пределах обычной деятельности, и сильно зависит от ее особенностей.

Если у малыша нет никаких отклонений, то в возрасте 4-6 лет он может запомнить то, что произвело на него впечатление, что-то интересное, то, на что он обратил внимание в процессе деятельности.

Как уже было отмечено, двигательная память развивается еще с раннего возраста. Карапуз учится брать предметы, ползать, ходить. К трехлетию он тренируется завязывать шнурки, застегивать пуговицы, умываться. А в старшем возрасте эта работа становится еще более сложной.

  • Для тренировки эмоциональной памятинеобходимо выполнять упражнения в различных местах. К примеру, на природе обратите внимание ребенка на звуки природы, на красивые пейзажи.
  • Образная памятьпроявляет себя с помощью различных органов чувств. У маленьких детей больше всего развиты зрительная и слуховая составляющие.
  • Для развития звуковой памятинеобходимо привлекать внимание ребенка к различным звукам. Слушать вместе, как барабанит дождь, шумит ветер, едет машина.
  • Для развития зрительного запоминанияхорошо подойдут игры на поиск предметов. К примеру, можно склеить спичечные коробки в башню, в один из них положить что-нибудь мелкое. Далее предложить крохе сразу угадать, где лежит предмет (для развития кратковременной памяти), а затем через пару минут (для долговременной).
  • Запоминание словначинает формироваться вместе с развитием речи. Взрослым следует как можно чаще спрашивать у малыша название предметов, читать книги, рассказывать стихотворения. Быть может ребенок и не поймет их смысл, но вот звучание запомнит.

С целью развития такого вида памяти можно выполнить следующее упражнение. Взрослый проходит по комнате, останавливаясь в разных местах и принимая различные позы. Ребенок должен повторить маршрут и правильно воспроизвести все позиции.

В дошкольном возрасте постепенно начинают формироваться припоминание и запоминание. Постепенно при верной организации воспитательного процесса к концу дошкольного возраста ваше чадо уже умеет сознательно пользоваться простыми приёмами памяти.

Развивать память у детей можно такими методами:

  • Повторять вслух. Это один из наиболее эффективных методов для детей дошкольного возраста. Поскольку в этом возрасте они зачастую проговаривают информацию вслух. Лучше всего материал преподносить в игровой форме, так карапуз запомнит быстрее.
  • Группировать материал. Если вашему чаду необходимо выучить, например, десять новых слов на английском языке, помогите ему сгруппировать их по какому-либо признаку (по ассоциации, первой букве и т.д.). Можно провести параллели между старыми и новыми словами. При регулярном использовании такой метод приводит к хорошим результатам.
  • «Запомни и повтори».Взрослый называет ряд чисел в произвольном порядке, малышу необходимо запомнить эти числа и повторить. Постепенно цифровой ряд можно удлинять.
  • «Что исчезло».Разложите перед крохой ряд картинок, пусть он их запомнит. После чего ребенок отворачивается, в это время следует убрать одно из изображений. Малышу необходимо ответить, какая именно картинка пропала.
  • «Покажи животное». Это задание придется особо по душе младшим дошкольникам. Предложите крохе показать, как топает медведь, прыгает птичка, крадется кот.

В заключение следует отметить, что от уровня развития памяти у детей зависят не только дальнейшие успехи в школе, но и вся будущая жизнь. Следует помнить основное правило: ребенок лучше всего запоминает то, что его заинтересовало, поэтому развивать память малышу лучше всего в игре.

Мнение врача:

Развитие памяти у детей играет важную роль в их обучении и повседневной жизни. Память можно сравнить с мышцей, которую необходимо тренировать. Регулярные упражнения, игры и обучающие задания способствуют улучшению памяти у детей. Важно также обеспечить правильное питание, включающее продукты, богатые Омега-3 жирными кислотами, которые благоприятно влияют на работу мозга. Ответственная и заботливая поддержка со стороны родителей и педагогов также играет важную роль в развитии памяти у детей.

Мнение пациентов

“Когда мой сын начал забывать домашние задания и затрудняться с усвоением материала, я решила обратиться за помощью к другим родителям. Оказалось, что многие из них сталкивались с подобной проблемой и успешно применяли различные методики для развития памяти у детей. Благодаря советам и рекомендациям я составила индивидуальную программу для сына, включающую игры, упражнения на запоминание, а также занятия спортом. Уже через несколько недель я заметила улучшение в его способности запоминать информацию и справляться с учебными заданиями. Опыт других людей оказался бесценным для нашей семьи в развитии памяти у ребенка.”

Частые вопросы

Какие методики можно использовать для развития памяти у детей?

Для развития памяти у детей можно использовать разнообразные методики, такие как игры-ассоциации, игры на запоминание, рисование с воспроизведением, использование мнемонических правил и т.д. Важно подбирать методики, учитывая возраст и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Как важно развивать память у детей в современном мире?

В современном мире развитие памяти у детей имеет особенно важное значение, так как информационная нагрузка на детей стала значительно выше. Хорошо развитая память помогает детям успешно учиться, адаптироваться к быстро меняющейся информации и развивать креативное мышление.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Используйте игры и упражнения для развития памяти у детей. Например, игры на запоминание картинок, игры-ассоциации, игры на внимание и концентрацию помогут развить память у детей.

СОВЕТ №2

Практикуйте повторение информации. Повторение помогает закрепить информацию в памяти. Поэтому регулярно повторяйте материал, который хотите, чтобы ребенок запомнил.

СОВЕТ №3

Создавайте ассоциации и связи между информацией. Помогите ребенку создать связи между новой информацией и тем, что он уже знает. Это поможет ему лучше запоминать новый материал.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации