Удивительно, но всего лишь за один год жизни ваш малыш превратился из беспомощного спящего комочка в самостоятельного маленького человека. Если до сих пор малыш активно рос и набирал вес, то теперь эти процессы будут менее явными по сравнению с интеллектуальным взрослением.
- Весребенка в начале второго года жизни в 3 раза больше, чем на момент появления на свет.
- Росттакже существенно увеличивается – от 25 до 29 см.
- Развивается центральная нервная система, и в особенности головной мозг. К концу первого года жизни его размер составляет уже 60% от «взрослого».
Движения вашего годовалого ребенка стали намного увереннее и разнообразнее – теперь он самостоятельно стоит, и, возможно, сделал свои первые шаги. Ну а если этого пока не произошло – держите наготове свою видеокамеру, ведь совсем скоро вам удастся запечатлеть этот великолепный момент.
К своему первому дню рождения малыш уже обладает некоторыми навыками, которые позволяют ему почувствовать себя самостоятельным:
- кушает ручками либо неуверенно держит ложечку;
- помогает родителям одеть себя;
- листает книжки с любимыми сказками.
В этом возрасте ребенок уже начинает понимать назначение некоторых предметов ежедневного пользования – расчески, ложки, телефона, даже если еще не совсем научился управлять ими.
К этому возрасту детки уже переходят на «ночной сон», но, скорее всего, послеобеденный отдых еще надолго останется в их привычке.
Пищеварительная система ребенка уже достаточно развита, для того чтобы он отказался от материнского молока. Если вы до сих пор практикуете грудное вскармливание – вы можете задуматься об отлучке (но это не обязательно), ведь теперь ваше чадо получает все питательные вещества из продуктов.
Но будьте внимательны, не оставляйте ребенка одного во время трапезы
— риск поперхнуться в этом возрасте очень велик.
После того как дети перешагивают годовалый рубеж, профилактические осмотры у педиатра проводят реже – раз в 3 месяца. На то есть свои причины, ведь развитие ребенка в этот период может сильно варьироваться в зависимости от характера малыша, а также времени, которое проводят родители за развивающими играми.
Не забудьте о том, что недоношенные детки немного запаздывают в своем взрослении, как физическом, так и интеллектуальном. Но, к счастью, после возраста 2 лет они догонят доношенных малышей.
Итак, развитие ребенка после года будет проходить через четыре основных этапа.
12-15 месяцев
В списке представлены навыки от простого к сложному:
- Имитировать различные звуки и действия взрослых.
- Лепетать на своем языке.
- Показывать, что они хотят, жестом, а не плачем.
- Хлопать в ладоши.
- Говорить еще одно слово кроме «мама»/«баба»/«папа».
- Хорошо ползать.
- Ходить, держась за мебель.
- Снимать носочки.
- Делать самостоятельные шаги.
- Понимать простые инструкции.
- Проверяют реакцию родителей на свои действия.
- Хорошо стоять.
- Ходить, держась за руку.
- Отрицательно качать головой.
- Самостоятельно пить из чашки.
- Говорить три или более слова, кроме «мама»/«баба»/«папа».
- «Рисовать» карандашами и фломастерами.
- Держать ручки и ножки, чтоб помочь вам его одеть.
- Наклоняться, чтоб поднять упавший предмет.
- Радоваться своему отражению в зеркале.
- Начинают поднимать более тяжелые предметы.
- Уверенно «катать» мячик взад и вперед.
- Комбинировать слова и жесты, для того, чтоб их поняли.
- Выбрасывать и складывать обратно предметы в контейнер.
- Когда их просят, показывать на какую-то часть своего тела.
- Самостоятельно инициировать игры.
- Отвечать на простые просьбы («обними маму»).
- Использовать ложку или вилку.
- Подниматься по лестнице.
- Смеяться над забавными вещами.
- Бегать.
- Показывать жестом «тсссс» (прикладывать пальчик к губам, требуя тишины).
- «Помогать» родителям с домашними обязанностями.
15-18 месяцев
В списке представлены навыки от простого к сложному:
- Переворачивать страницы в книге, когда вы читаете сказку.
- Привязываться к игрушкам, животным.
- Хорошо ходить.
- Петь и наслаждаться пением.
- Устраивать «истерики», когда недовольны.
- Пятиться назад.
- Карабкаться на разные поверхности и исследовать их.
- Говорить до 15 слов.
- Снимать какой-либо предмет одежды самостоятельно.
- Переключиться от двух дневных снов к одному (послеобеденному).
- Хорошо бегать.
- Сортировать предметы по цвету, размеру, форме.
- «Кормить» кукол.
- Соединять несколько слов, формируя фразы.
- Самостоятельно рассматривать картинки в книгах.
- Кушать ложкой без помощи родителей.
- Чистить зубы (не самостоятельно).
- Разговаривать более понятно.
18-21 месяцев
В списке представлены навыки от простого к сложному:
- Говорить до 50 слов.
- Понимать до 200 слов.
- Составлять понятные предложения (два-три слова).
- Снимать с себя одежду.
- Контролировать акты мочеиспускания и дефекации (приучается к горшку).
- Чистит зубы и моет ручки с помощью родителей.
- Называет некоторые части своего тела.
- Учится имитировать новые действия (выбрасывать мусор).
- Делать башни из кубиков.
- Описывать простые рисунки из книги.
- Открывать и закрывать двери.
21-24 месяцев
В списке представлены навыки от простого к сложному:
- Контролировать походы в туалет.
- Быстро обучаются – могут выучить более 10 новых слов в день.
- Повторяют за взрослыми и другими детьми.
- Собирают простые паззлы.
- Рисовать прямую линию.
- Спускаться по лестнице с чьей-то помощью.
- Понимать противоположности: холодно-жарко, большой-маленький и.т.д.
- Одеваться и раздеваться самостоятельно.
- Понимать гендерные различия.
- Прыгать.
- Начинают понимать, что такое хорошо, а что – плохо.
Конечно же, развитие ребенка может сильно отличаться от стандарта, и это – нормально. Но когда распознать критический момент, когда нужно забить тревогу и обратиться за консультацией к врачу?
Если вы отметили одну из следующих проблем у вашего малыша, возможно, существуют отклонения в физическом или интеллектуальном развитии:
- Не понимает функцию простых бытовых предметов в возрасте 15 месяцев.
- Не имитирует никаких «взрослых» действий к концу этого периода.
- В 18 месяцев ребенок не ходит.
- В полтора года говорит менее 15 слов.
- К 24 месяцам не может составить простое предложение.
Врачебная практика показывает, что зачастую вышеуказанные проблемы появляются именно по причине недостаточного общения и обучения. Развитие детей является важной задачей для каждого родителя, ведь инвестируя свои силы, время и любовь в вашего малыша, вы даете ему пропускной билет в отличное будущее.
Мнение врача:
Развитие ребенка от 1 до 2 лет – это важный этап в его жизни, когда формируются основные навыки и умения. В этом возрасте дети активно изучают мир вокруг себя, развивают моторику, речь, социальные навыки. Важно обеспечить ребенку разнообразные игры, поддерживать его интерес к окружающей среде, общаться и читать с ним. Регулярные осмотры у педиатра помогут контролировать физическое и психическое развитие, а также получить рекомендации по питанию и уходу за малышом. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и развивается в своем собственном темпе.
Мнение пациентов
В этом возрасте дети развиваются с невероятной скоростью, и опыт других родителей может быть весьма полезным. Многие отмечают, что игровая активность способствует развитию моторики и координации движений. Другие родители советуют читать детям книги и рассказывать им истории для развития речи. Важно также обеспечить ребенка разнообразными игрушками, которые способствуют развитию интеллекта и творческих способностей. Кроме того, общение с другими детьми на площадках или в детских центрах способствует социальной адаптации и развитию навыков общения. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и опыт других людей может быть лишь руководством, а не строгими правилами.
Частые вопросы
Какие основные физические навыки развиваются у ребенка в возрасте от 1 до 2 лет?
В этом возрасте ребенок начинает ходить, ползать, лазать, бегать, карабкаться, бросать и ловить мяч, развивая свою моторику и координацию движений.
Какие эмоциональные и социальные навыки развиваются у ребенка в этом возрасте?
Ребенок начинает проявлять интерес к другим детям, учиться делиться игрушками, понимать эмоции других людей, а также проявлять свои собственные эмоции более ярко.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Поощряйте ребенка к самостоятельности, давая ему возможность самостоятельно познавать мир вокруг себя. Предоставьте игрушки и предметы, которые он может исследовать и использовать самостоятельно.
СОВЕТ №2
Обеспечьте ребенка разнообразными игровыми и обучающими материалами, которые способствуют развитию мелкой моторики, речи, воображения и логического мышления.
СОВЕТ №3
Проводите время с ребенком, играя вместе, читая книги, рассказывая сказки и песни. Это способствует развитию эмоциональной связи между вами и ребенком, а также развитию его речи и воображения.