Для полноценной жизнедеятельности человеку даны пять основных сенсорных систем
. Это зрение, слух, обоняние (нюх), осязание (ощущение при прикосновении) и вкус. Сенсорные системы представляют собой сложно организованные механизмы восприятия, передачи и анализа информации, построенные из множества нервных клеток и с центром в коре головного мозга.
Период от рождения до 1 года является своеобразным фундаментом или зачатком, от которого зависит дальнейшее развитие органов восприятия.
Развитие зрительного восприятия у детей представляет собой сложный процесс, зависящий даже от течения беременности и правильности проведенных родов.
Если ребенок перенес родовую травму, гипоксию головного мозга, различные неврологические заболевания, связанные с кислородным голоданием внутриутробно, а затем получал более суток кислородную терапию, то существует вероятность развития у малыша такого грозного осложнения, как ретинопатия – различная степень несостоятельности сетчатки и даже ее отслойка.
Кислород обладает токсическим воздействием на зрение, но иногда лечение им рассматривается по жизненным показаниям и отказаться от него невозможно.
Выявление подозрения на ретинопатию требует обязательной консультации офтальмолога с рассмотрением вопроса о лечении глазок вашего карапуза.
У здоровых малышей зрение также имеет ряд особенностей:
- В первые дни жизни малыш редко открывает глазки, потому что яркое освещение для него не очень приятно.
- Затем он начинает воспринимать мир в виде размытой картинки, где существуют только три-четыре цвета: желтый, красный, синий и зеленый. Ближе к полугоду он различает еще черный, коричневый и белый.
- Предметы и образы воспринимаются плоско, а не в виде объемной картинки.
- Также для детей до 3 месяцев характерна физиологическая близорукость (они видят предметы только на небольшом расстоянии), затем острота зрения улучшается и к году ребенок видит на расстоянии одного метра.
Слух
крохи до годика также несовершенен. Он нечувствителен к восприятию фоновых звуков, плохо слышит тональности, но достаточно хорошо воспринимает речь. Со временем, ближе к году, малыш становится более чувствительным и тонко слышащим. Вкус и обоняние
также искажены. Есть предположения, что малыш приписывает вкусовые качества еде благодаря ее цвету, а запахи улавливает только те, которые идут от матери и молока, но ближе к году восприятие становится более полномасштабным. До года малышу трудно воспринимать пространство объемно, и все, что ему ново, он изучает через свое тело.
От 1 года до 2 лет дети становятся уже более тонко чувствующими:
- Предметы начинают восприниматься объемными, появляются первые ощущения, как это высоко, далеко или близко. Ребенок также продолжает познавать мир при помощи своего собственного тела и сопоставления его размеров с другими объектами.
- Зрение также продолжает совершенствоваться, увеличивается его острота, познается большее количество цветов, форм (с обязательным тактильным дополнением в изучении).
- Слух малыша становится гораздо тоньше, он легче, чем это было на первом году жизни, просыпается от звуков, голосов, шума техники.
- У ребенка появляются вкусовые пристрастия, поэтому накормить его полезной кашей становится сложным занятием, потому что, однажды попробовав вкусный банан или сладкую шоколадную конфету, ребенок будет просить именно свой любимый продукт.
- Любимые вкусности малыш уже отличает по запаху, а от нелюбимых отказывается, даже не попробовав.
- Особо активно развивается осязание. Малыш стремится все перещупать, погладить, дернуть, пихнуть, что ему дает представление о качественных и количественных свойствах предметов.
От 2 до 4 лет ребенок направляет свой интерес на изучение формы, объема, размера, свойств, соотношения между собой предметов и явлений.
Это маленький почемучка, которого интересует абсолютно все, что происходит вокруг, с обязательным приставанием к маме или папе с расспросами «почему?», «зачем?», «где?» и т.п.
Зрительное восприятие у малыша все больше зависит от подачи образов взрослыми, характеристик и эмоциональной составляющей. Тогда чадо понимает, что именно он видит и уже знает, что от него хотят родители. В 4 года ребенок уже знает названия всех цветов, умеет их отличать, а особо развитые детки отличают еще и оттенки. Более правильной становится координация движений, привязанная к зрению, благодаря чему ребенок может складывать легкие паззлы, башни из кубиков, конструкторы и пирамиды.
Слуху трехлетки уже подвластны и тональность, и голоса, и фоновость. Он с удовольствием разучивает песенки, узнает любимые мелодии, подпевает, подтанцовывает, выбивает в ладоши ритм.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста представляет собой закрепление ранее полученных знаний с дальнейшим их качественным улучшением.
Дети полноценно воспринимают цвета, звуки, вкусовые характеристики, запахи, но осязание еще продолжает развиваться, так как не все дети аккуратны и скоординированы в своих движениях.
Ближе к 7 годам сенсорные системы ребенка уже практически не отличаются от таковых у взрослых. Но обязательно следить за гигиеной всех анализаторов, чтобы не вызвать их заболевания.
Не стоит забывать, что нарушения функционирования анализаторов – частая проблема детей, которая может коснуться любого.
Если вы заметили, что ваш малыш имеет отклонения от тех стандартов развития, о которых было упомянуто выше, незамедлительно стоит обратиться за помощью к специалистам.
Ведь заблаговременная ликвидация источника заболевания и связанных с ним проявлений патологии – залог успешного разрешения многих проблем. Так, при развивающемся у ребенка косоглазии проблему можно кардинально скорректировать в очень сжатые сроки, если вовремя заметить «плавающий» глазик.
Для развития осязания, зрения, умения отличать и сравнивать ребенку предлагается нанизывать на стержень кольца различного размера:
- дети до 2 летсобирают такие пирамидки непоследовательно;
- дети от 3 летна дно укладывают более широкие кольца, а на верхушки те, которые меньше по диаметру;
- детям 4 летне составляет труда нанизывать колечки в виде цветов радуги, при этом они называют, какой цвет идет следом за каким.
Можно также выбирать игрушки с наполнителями в виде мелких шариков, песка и т.п. – это массирует пальчики малыша и вызывает его интерес к познанию.
- Зрение, образность мышления, осязаниеразвивает также раскладывание по кучкам сходных и отличающихся предметов, вещей взрослого и ребенка.
- Слухпоможет развивать чтение сказок с акцентом на смену интонаций, голосов, а также прослушивание музыки и песенок.
- Отличать вкусымалышу поможет забавная игра с закрыванием глаз и угадыванием на вкус, какой продукт мама положила в рот. То же самое касается и обоняния.
Развитие восприятия каждого ребенка – это индивидуальный процесс и мудрый подход родителей к этому долгому его становлению гарантирует гармоничность развития малыша без ограничений в его жизнедеятельности.
Мнение врача:
Сенсорное развитие ребенка играет важную роль в его общем развитии. Оно включает в себя развитие тактильных, вестибулярных и кинестетических навыков, которые помогают ребенку воспринимать и понимать мир вокруг себя. Сенсорные игры, массаж, разнообразные текстуры и формы игрушек способствуют развитию чувствительности и координации движений. Важно помнить, что стимуляция сенсорного развития с раннего возраста способствует формированию здоровой нервной системы и улучшению когнитивных функций ребенка.
Мнение пациентов
Когда речь заходит о сенсорном развитии ребенка, опыт других людей может стать ценным источником вдохновения и идей. Многие родители делятся своими историями успеха в развитии тактильных навыков у своих детей. Они подчеркивают важность игровых занятий, таких как лепка, рисование пальчиками, различные текстуры игрушек. Эти истории показывают, что сенсорное развитие играет ключевую роль в формировании навыков ребенка и поддерживает его всестороннее развитие.
Частые вопросы
Какие игры и упражнения способствуют сенсорному развитию ребенка?
Игры с тактильными материалами, различные по текстуре предметы, массажные упражнения, игры с песком и водой – все это способствует развитию сенсорики у ребенка.
Какое значение имеет сенсорное развитие для общего развития ребенка?
Сенсорное развитие играет важную роль в формировании у ребенка навыков координации движений, концентрации внимания, развитии мелкой моторики и общего восприятия окружающего мира.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Проводите ежедневные сенсорные игры с ребенком, такие как игры с песком, водой, разноцветными тканями или предметами разной текстуры. Это поможет развить у ребенка тактильные навыки и улучшить координацию движений.
СОВЕТ №2
Используйте разнообразные материалы для творческих занятий, такие как глина, пластилин, краски, мелки, песок. Это поможет развить у ребенка чувство тактильности и моторику рук.
СОВЕТ №3
Познакомьте ребенка с различными текстурами и формами, например, через книги с тактильными элементами, игрушки разной фактуры, мягкие коврики с разнообразными поверхностями. Это поможет развить у него чувство осязания и восприятия форм.