К наступлению такого долгожданного праздника – первого дня рождения — маленький карапуз научился многому, и теперь он уже совсем взрослый и самостоятельный. К этому времени малыш уже осознанно произносит «мама», «папа», «баба», и, может быть, даже некоторые другие слова. Конечно, за первый год жизни кроха сделал огромный скачок в своем развитии, но на этом оно не остановилось – впереди еще много открытий.
В это время интенсивно увеличивается пассивный словарный запас крохи, т.е. те слова, которые он уже знает и понимает, но еще не употребляет в своей речи. Малыш в этом возрасте знает, как зовут его родных, любимые игрушки, названия окружающих его предметов. По просьбе взрослого карапуз может показать рукой названный предмет или принести его.
К 1 году и 3 месяцам карапуз может выполнить как минимум три действия по просьбе взрослого: показать, принести, положить на место.
При этом если раньше кроха нуждался в подсказках жестами или указанием руки, то теперь он уже руководствуется только услышанным.
Дети в этом возрасте знают и могут назвать своих родных, показывая их на фотографии. В период с 12 до 15 месяцев малыш активно использует не менее шести полноценных слов. Кроме того, речь карапуза богата различными словами-метками, которые все еще напоминают лепет и помогают ему выражать свои эмоции и желания.
В возрасте 15-18 месяцев кроха начинает выполнять более сложные задания, которые могут состоять уже из двух этапов, например: «Сходи на кухню и возьми там свою бутылочку». По просьбе взрослого малыш может показывать на себе или игрушке 3-4 части тела. Начинает ориентироваться в цветах, хотя еще делает это с помощью взрослых. Может на картинке показывать 1-2 знакомых ему животных по просьбе взрослого «Покажи, где кошечка/собачка/мышка».
В этот период развития малыш начинает называть знакомые ему предметы, если вы указываете на них, спрашивая «Что это?». К полутора годам кроха может назвать как минимум один предмет.
В запасе малыша в это время появляется до 10 новых слов, которые он активно употребляет, а особо разговорчивые детки могут уже активно использовать несколько десятков слов.
Четко и правильно выполняет сложные инструкции, состоящие из двух этапов. Начинает выполнять трехэтапные инструкции. Может по просьбе взять чашку, пойти на кухню и отдать ее маме.
Знает значение слова «большой». Из двух одинаковых предметов может выбрать тот, что больше или меньше.
Показывает без ошибок 3-4 части тела, которые ему называют взрослые. Правильно показывает на картинках животных по просьбе взрослых.
Глядя на картинку, малыш понимает рассказ, повествующий о том, что на ней изображено.
В возрасте полутора-двух лет происходит резкий скачок в увеличении активного словарного запаса маленького болтуна. Ежедневно родители могут замечать, что их карапуз познает новые слова. В этом возрасте карапуз активно использует не менее 20 слов, а многие и больше.
Если ранее речь малыша была односложной, то теперь в ней появляются простые фразы, состоящие из двух слов. При помощи фраз ваше чадо уже может задавать вам вопросы или что-то просить. Как и ранее, малыш еще использует упрощенные формы для слов, которые он пока не освоил.
Ближе к двум годам карапуз четко и безошибочно выполняет инструкции, подразумевающие поэтапное выполнение нескольких последовательных действий.
Малыши показывают множество частей тела на себе, взрослом или игрушке. Как минимум шесть из восьми, которые вы спрашиваете, кроха указывает верно.
При помощи взрослого малыш ориентируется в основных трех цветах. По образцу может выбрать предметы одинакового цвета.
Крохе становятся по-настоящему интересны мультфильмы. Теперь он не только видит яркие картинки на экране, но и частично понимает повествование и сюжет.
Из предметов обихода или игрушек малыш может самостоятельно назвать 4-5 предметов. На фотографиях, где изображены знакомые и неизвестные крохе люди, малыш узнает родных и назовет, кто это.
В среднем к двум годам активный словарный запас у болтунов составляет 40 слов.
Известно, что девочки развивают свою речь быстрее и их словарный запас может достигать 50-60 слов, а у мальчиков наоборот может быть более скудным – 30 слов.
Но не стоит беспокоиться, все это является нормальным для малышей до двух лет.
Малыш знает и называет свое имя, но в разговоре о себе говорит еще в третьем лице, и вместо «Я иду» говорит «Саша идет».
Начинает задавать первые вопросы: «Кто это?», «Что это?».
В случае если развитие малыша соответствует средним нормам, то главная задача, которая стоит перед родителями, заключается в следующем:
- активно общаться со своим ребенком;
- рассказывать малышу обо всем, что его окружает;
- показывать и называть части тела, предметы, зверей, игрушки;
- читать сказки крохе;
- не использовать в общении с крохой облегченные слова, это не только не облегчит ему понимание речи, но и усложнит для него процесс усвоения слов, т.к. сначала он усвоит облегченные слова, которые слышит, а затем ему придется переучиваться и запоминать полные их формы.
Как правило, тяжелые поражения речевого аппарата у детей диагностируются еще на первом году жизни, ведь в этом случае малыш часто не произносит ни единого звука, и родители это замечают уже с первых месяцев жизни.
На втором году жизни может встречаться отставание в речевом развитии различной степени выраженности. На это могут быть различные причины, основные из них:
- внутриутробная гипоксия плода или гипоксия в родах;
- нарушения слуха;
- заболевания нервной системы.
В случае если вы видите, что ваш карапуз разговаривает не так активно, как его сверстники, обратитесь на консультацию к врачу-педиатру. Доктор, расспросив вас о развитии вашего чада, сможет выяснить, есть ли почва для переживаний или все хорошо.
При необходимости малышу назначат обследование, которое может включать в себя проверку слуха, электроэнцефалографию и другие исследования.
Для стимуляции речевого развития могут использоваться витаминные и минеральные комплексы, ноотропные средства, занятия с логопедом. В детских садах существуют специальные логопедические группы, где помимо общепринятых занятий в программу входят регулярные занятия, направленные на развитие речи детей.
Мнение врача:
Развитие речи у детей от года до 2 лет играет ключевую роль в их общем развитии. В этом возрасте дети активно учатся говорить и понимать речь. Важно общаться с ними, читать книги, петь песни и повторять слова, чтобы стимулировать развитие речи. Также полезно играть с разнообразными игрушками, которые способствуют развитию моторики рта. Регулярные занятия и внимание к развитию речи в этом возрасте помогут детям легче освоить навыки общения и подготовят их к успешной учебе в будущем.
Мнение пациентов
Когда речь о развитии ребенка, опыт других людей может быть весьма вдохновляющим. Многие родители отмечают, что чтение детям с самого раннего возраста способствует развитию их речи. Они рекомендуют использовать книги с яркими картинками и простыми словами, чтобы привлечь внимание малышей. Также, многие отмечают, что общение с ребенком на простом, но грамотном языке, игры с использованием слов и повторение слов и фраз после ребенка помогают развивать его речь. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и методы, которые подходят для одного, могут не подойти для другого.
Частые вопросы
Какие основные этапы развития речи у детей от года до 2 лет?
В возрасте от года до двух лет дети проходят через несколько основных этапов развития речи. Вначале они начинают произносить первые слова, затем учатся объединять их в простые предложения, а также усваивают новые звуки и слова.
Как можно помочь ребенку развить речь в этом возрасте?
Для развития речи у детей от года до 2 лет важно общаться с ними, читать им книги, петь песни, повторять слова и фразы, играть в разнообразные игры, а также обращать внимание на их реакцию и поддерживать положительное общение.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Погружайте ребенка в языковую среду, общайтесь с ним, рассказывайте ему о том, что вы делаете, называйте предметы и действия вокруг.
СОВЕТ №2
Используйте книги с яркими картинками и короткими текстами для развития речи у малыша, обсуждайте с ним содержание книг и задавайте вопросы.
СОВЕТ №3
Поддерживайте интерес ребенка к речи, играя в разнообразные игры, например, повторяйте за ним звуки и слова, используйте ритмичные стишки.