В повседневной жизни воображение – это то, чего не существует на самом деле, т.е. то, что для нас, взрослых, не имеет значения. С точки зрения психологии – это умение представлять объект, который отсутствует перед глазами или вообще не существует в действительности.
Детская фантазия лучше всего развивается в процессе игры. Играя, кроха придумывает разные ситуации, примеряет на себя или игрушки, разнообразные вымышленные образы. Так происходит развитие творческого воображения у детей.
В возрасте 3 лет у малышей начинают проявляться первые элементы фантазирования. Благодаря тому, что к этому возрасту карапуз уже накопил некоторые знания, у него есть благодатная почва для этого. Так, зная, что кушают при помощи ложки и вилки, малыш может кормить свои игрушки, используя другой предмет, к примеру, спичку или лопатку. Карапуз в возрасте трех лет уже слушает небольшую сказку, эмоционально сопереживая ее героям. Это связано с тем, что он может живо представить себе, что происходит. Но это воображение еще очень бедно, и прочно связаны с той информацией, которую воспринимает кроха.
- На первый взгляд может показаться, что лучше всего воображение развито у детей именно в дошкольном возрасте, но на самом деле у них еще очень много умений не задействовано. Маленький фантазер может поразить взрослых немыслимыми умозаключениями, которые мы сочтем за очень богатую фантазию. Но, на самом деле, это больше связано с тем, что карапуз еще плохо понимает окружающий его мир. Именно поэтому вы можете услышать от ребенка лет пяти, что, когда он болел, пришел доктор и вставил ему пружинку, чтобы он снова бегал.
- Воображаемые образы детей непостоянны и легко превращаются из одной вещи в другую. Так, сегодня качелька у вас во дворе будет машиной для вашего чада, а уже завтра станет его космическим кораблем, а еще через час это будет уже маленький кораблик. Такие быстрые смены образов помогают крохе с легкостью направлять свою фантазию в разные русла.
- Малыши еще не умеют планировать свою деятельность и воплощать в жизнь что-то задуманное заранее. Так, начиная рисовать, юный художник никогда не скажет вам, что он нарисует, потому что полет фантазии настигает его в самом процессе рисования.Дети более старшего возраста обладают большей целенаправленностью. Они уже могут планировать свою игру наперед или осуществляют свои творческие задумки, следуя плану.
Воображение детей порой имеет некоторые нарушения.
- Малыши могут быть чрезмерно ориентированы на предметы, т.е. без опоры на визуальный образ не могут нарисовать себе образ в голове. Так, карапузу проще узнать какой-то предмет, чем представить его.
- В другом случае поведение детей может быть основано только на прежнем опыте. В своих действиях эти детки не опираются на воображаемые ситуации, а руководствуются только случаями из своей жизни. Часто от них можно услышать: «Я слышал как…», «Мне мама говорила что…». Такие малыши хорошо себя чувствуют в уже знакомых им ситуациях, а если перед ними стоит новая задача – теряются.
- Третью разновидность нарушений воображения можно охарактеризовать тем, что дети часто заменяют выдуманными образами и ситуациями реальную жизнь. Если таким детям показать картинку и попросить рассказать, о том, что на ней изображено – рассказы будут очень подробными, детальными, часто даже не совпадать с деталями, изображенными на рисунке.
В основе развития воображения у детей лежит несколько принципов:
- творческую деятельность карапуза начинают развивать тогда, когда у него уже хорошо сформированы речь и мышление;
- нужно подбирать те развивающие методики, которые будут интересны крохе;
- нужно обязательно поощрять ребенка высказывать и предлагать свои идеи.
- Обучая малыша принимать решения, нужно обратить его внимание на возможные последствия его действий.
Конечно, нужно не забывать о том, что успешным ваше обучение будет только тогда, когда вы превратите его в увлекательную игру
. Во время игр с карапузом используйте наглядные примеры для вашего совместного творчества. Выбирая книгу для чтения, отдайте предпочтение книге с большими и красочными картинками. Сейчас не так важно понять суть сказки, пусть малыш старается вносить в нее свои изменения. Главное – давать карапузу возможности расширять свои познания. Если вы планируете забаву для своего малыша – запасайтесь реквизитом
. Это может быть все, что вам угодно. Тут уж вам на помощь придет ваша собственная фантазия, и тогда коврик превратится в ковер-самолет, маленькие цветные бусины станут драгоценными кристаллами, а комнатные цветы обратятся дремучим лесом. Поощряйте карапуза к играм с вымышленными героями
. Когда кроха самостоятельно придумывает сценарий своей игры и ее героев у него развиваются навыки взаимодействия и общения и стимулируется речь. Обыгрывая разные игровые ситуации, кроха учится выражать свои эмоции и понимает, что многое зависит от него самого и его действий. Кроме того, еще одним положительным моментом таких вымышленных игр является самодисциплина ребенка. Ведь он уж точно не станет нарушать правила игры, которые сам придумал.
Конечно, развитие воображения карапуза может происходить и самостоятельно без помощи взрослых, но роль родителей в этом очень важна. Помните о том, что не следует смеяться над вечными выдумками карапуза. Они помогают развивать креативность его мышления, а это в будущем станет для него залогом успеха.
Мнение врача:
Развитие воображения у детей дошкольного возраста играет ключевую роль в их обучении и психическом развитии. По мнению врачей, игровая деятельность, включающая в себя творческие игры, рисование, конструирование и имитацию, способствует развитию воображения у детей. Эти активности помогают детям воспринимать и понимать мир вокруг себя, развивать креативное мышление и улучшать коммуникативные навыки. Поэтому важно поощрять и поддерживать разнообразные игры, которые способствуют развитию воображения у детей дошкольного возраста.
Мнение пациентов
“Мы решили поиграть с дочкой в игру “Что было бы, если бы…”. Я начала предлагать ей разные сюжеты, а она продолжала их развивать. Например, я говорила: “Что было бы, если бы мы могли летать?” И она начинала описывать, как мы бы летели над домами и облаками. Эта игра помогла развить ее воображение и креативное мышление. Теперь мы часто проводим время, играя в разные варианты этой игры, и я вижу, как ее воображение становится все более ярким и разнообразным.”
Частые вопросы
Каким образом можно развивать воображение у детей дошкольного возраста?
Для развития воображения у детей дошкольного возраста можно использовать различные игры, творческие занятия, чтение книг, рисование, конструирование, игру с разнообразными предметами и материалами.
Почему важно развивать воображение у детей дошкольного возраста?
Развитие воображения у детей дошкольного возраста способствует формированию творческого мышления, улучшает способность к абстрактному мышлению, помогает развивать логическое мышление и способность к самовыражению.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Проводите с детьми игры, которые развивают их воображение, такие как ролевые игры, конструирование из различных материалов, рисование и лепка.
СОВЕТ №2
Читайте детям книги с яркими иллюстрациями, фантастическими сюжетами и необычными героями, чтобы расширить их представления о мире и стимулировать воображение.
СОВЕТ №3
Поощряйте детей придумывать свои собственные истории, рассказы, идеи для игр и игрушек, а также задавайте им вопросы, которые могут развить их мыслительные способности.